Ответ на публикацию РИА «Новый Регион»
В ответ на публикацию РИА «Новый Регион» статьи «Рыба в Аргазинском водохранилище могла погибнуть из-за повышенного содержания меди и цинка» от 14.09.10г., помещенной на сайте «Нового Региона», ФГУ «Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обращается со страниц своего сайта к неравнодушным его посетителям с комментарием.
Человек, далекий от деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды, прочитав статью, подумает в первую очередь о недобросовестности двух серьезных государственных служб – Гидромете и Росприроднадзоре; ну, как же: одни скрывают информацию, намеренно занижая на порядок (!) концентрации загрязняющих веществ, а другие, легкомысленно доверяя непроверенным данным, делают на их основе выводы. Да еще, оказывается, в Челябинском гидрометцентре химический анализ воды, а потом и «экспертное заключение» о качестве воды проводят гидрологи. (А ведь со школьной скамьи известно, что гидрология и химия – разные предметы!) А где же истина? – спросят читатели. А истину нам откроет корреспондент «Нового Региона».
С легкостью, вызывающей недоумение профессионалов, автор с первых строк дает оценку качества воды огромного водоема в целом, цитирую: «Уровень загрязнения Аргазинского водохранилища….. оценивается как высокий». Кем оценивается? По каким показателям и методикам? Откуда взялась такая чудовищная оценка? – Нет ссылок. Следовательно, оценку провела автор статьи. Смело! (Кстати, об оценках. Методики комплексной оценки качества поверхностных вод в системе Росгидромета по гидрохимическим, токсикологическим, гидробиологическим и др. показателям разрабатывают ученые Гидрохимического института и Института глобального климата и экологии РАН). А ведь Аргазинское водохранилище – это резервный источник питьевой воды г.Челябинска и его спутников-городов: Копейска, Еманжелинска, Коркино и Сосновского района. В нынешний, засушливый 2010 год, именно благодаря Аргазинскому водохранилищу город-миллионник не испытывает жажды от недостатка воды в Шершневском водохранинилище, поскольку ежедневно с Аргазинского водохранилища сбрасывается 1,2 млн.м3 питьевой воды, пополняя Шершневский водоем.
Используя информацию с сайта ФГУ «Челябинский ЦГМС» о результатах расследования аварийной ситуации (замор рыбы) на Аргазинском водохранилище и ежемесячную информацию о случаях высокого загрязнения (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) водных объектов, автор статьи либо по невежеству своему, либо по невнимательности, (что, впрочем, и то и другое для уважающего себя журналиста, недопустимо) исказила ее до потери истинной сути.
Пробы воды на анализ при расследовании причин замора рыбы на Аргазинском водохранилище были взяты ФГУ «Челябинский ЦГМС» 16 августа на участке от дер.Сигаево до Кыштымского рыбхоза, включая остров «Липовый», строго говоря, в 5 км от плотины Аргазинской ГРЭС. Содержание в воде металлов на этом участке было близко к природному и составило: меди - 4-11 ПДК, цинка – 4,5-8,2 ПДК и марганца – 3,8-5,5 ПДК, максимальные из них обнаружены в створе д.Сигаево (в верхнем по течению из трех: д.Сигаево, остров «Липовый» и Кыштымский рыбхоз). А концентрации меди – 42,6 ПДК и цинка – 17,2 ПДК, на которые ссылается автор статьи, были зарегистрированы 9 августа во входном створе Аргазинского водохранилища, в районе г.Карабаша (о чем на сайте ФГУ «Челябинский ЦГМС» четко указано). Между входным створом Аргазинского водохранилища (г.Карабаш) и обследуемым участком (д.Сигаево - остров «Липовый» - Кыштымский рыбхоз) 13 км водной глади и 580 млн.м3 воды!
На качество воды во входном створе водохранилища (г.Карабаш) оказывает негативное влияние речка Сак-Элга, которая течет по территории г.Карабаша и принимает в себя поверхностный сток как с территории города, так и с горы Золотой – Рыжего ручья и впадает в р.Миасс как раз в начале Аргазинского водохранилища. Пойма реки Сак-Элга загрязнена старогодними хвостовыми (пиритными) отложениями: в период с 1932 г. по 1958г. хвосты обогатительной фабрики без очистки сбрасывались по руслу реки. В результате этого, пойма реки на всем протяжении от впадения Рыжего ручья до устья (впадения в р.Миасс) заполнена пиритными отложениями, ширина которых, в среднем, составляет 50-70 м, толщина – от 0,5 до 2м. Эти грунты антропогенного происхождения образовали в устьевой части мертвый массив площадью 100 га (так называемый «лунный пейзаж»). Под действием кислорода воздуха и атмосферных осадков при участии микроорганизмов происходит окисление сульфидного материала на поверхности шламового поля и смыв продуктов окисления в р.Сак-Элга. Кроме этого, в р.Сак-Элга ведется выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод г.Карабаша. Река Сак-Элга в устьевой части представляет собой коллектор сточных вод. Анализ результатов многолетних наблюдений показал экстремально высокое загрязнение р.Сак-Элга ионами меди, цинка и марганца (их концентрации превышают рыбохозяйственные нормативы качества воды – предельно допустимые концентрации - (ПДК) в сотни раз) и высокое загрязнение ионами никеля, железа и свинца (концентрации превышают ПДК до десяти и выше раз), повышенное – до 3-5 ПДК - содержание биогенных (азотистых и фосфорных соединений) и органических веществ (ХПК, БПК5 и нефтепродуктов).
Под влиянием р.Сак-Элга, в верхнем створе Аргазинского водохранилища (в начале водохранилища) содержание в воде металлов повышенное, а концентрации меди, цинка и марганца нередко достигают уровня высокого загрязнения (ВЗ цинка > 10 ПДК, меди и марганца > 30 ПДК) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ > 50 ПДК). В приплотинном створе (д.Байрамгулово) благодаря уникальной самоочищающей способности Аргазинского водохранилища концентрации железа, никеля и свинца обнаруживаются в воде ниже ПДК, а меди, цинка и марганца – на уровне природного фона.
Следует отметить, что Аргазинское водохранилище входит в число 24 водных объектов Государственной сети наблюдений в системе Росгидромета на территории Челябинской области. ФГУ «Челябинский ЦГМС» ведутся регулярные наблюдения за загрязнением воды в двух контрольных створах: в начале водохранилища (в районе г.Карабаша) с 1970 года и в приплотинной его части (в створе д.Байрамгулово) с 1978 года.
Информация о ВЗ и ЭВЗ водных объектов на территории Челябинской области (в том числе Аргазинского водохранилища) ФГУ «Челябинский ЦГМС» ежемесячно передает органам власти и природоохранным органам (Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главному управлению МЧС России по Челябинской области, Управлению Росприроднадзора по Челябинской области, Управлению Роспотребнадзора по Челябинской области, Главному Федеральному инспектору по Челябинской области, Отделу Водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Челябинской области, Прокурору Челябинской области), а также помещает на свой сайт.
Заявление корреспондента «Нового Региона» о том, что специалистами гидромета переданы сведения о концентрациях металлов в воде Аргазинского водохранилища Росприроднадзору на порядок заниженные – фантазии автора статьи. Не менее фантастическим выглядит предположение автора о причине гибели рыбы – «из-за повышенного содержания меди и цинка». Продемонстрировав читателям тягу к арифметике: во сколько раз в Аргазинской плотве (а не погибшем рипусе) содержание железа, никеля и марганца (а не меди и цинка) больше, чем в Шершневской, автор, тем не менее, не провела сравнение с санитарно-гигиеническими нормативами, или с нормативами допустимого воздействия, хотя, по ее словам, у нее в руках был научный доклад Уральского филиала Всероссийского НИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии РАСХН.
Создается впечатление, что корреспондент «Нового Региона», имея материалы по теме, либо умышленно - в погоне за дешевой сенсацией – исказила факты, либо неумело их использовала, что свидетельствует о ее непрофессионализме.
Так бывает – когда пироги печет сапожник …..
Л.И.Дайнатова - начальник лаборатории по мониторингу загрязнения поверхностных вод ФГУ «Челябинский ЦГМС» |